Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наши советы

Главная » Статьи » родителям

Советы логопеда

Советы родителям о произношении звуков у детей.

 Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребёнок, возникают трудности общения. Более того, недостатки устной речи отрицательно сказываются и на письме, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

    Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении неправильного звукопроизношения детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, так как не всегда улавливают на слух дефекты речи, или полагают, что с возрастом всё пройдет. Другие, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребенка правильного произнесения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребёнок в 2-3 года имеет право произносить неправильно!

                      Это важно знать!

1.Сначала ребёнок осваивает произношение простых звуков  (гласных и простых согласных типа [п], [б], [м], [н], [т], [д]…).

2.По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (особенно мышц губ и языка) ему становятся доступны все остальные звуки

3.Позже появляются и тяжелее всего ребёнку даются свистящие ([с], [сь], [з], [зь], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и сонорные звуки ([р], [рь], [л], [ль]). В норме усвоение всех звуков русского языка заканчивается к 4-5 годам.

    Основные виды речевых нарушений:

1.Отсутствие звука. Например, вместо рука малыш говорит ука или вместо лук  - ук.

2.Замена звука. Например, ребёнок может заменять [ц] на [ть] (типлёнок); [ш] на [с]; [р] на [л]; [с] на [сь]; [ль] на [й] и т.д.

3.Искажение звука, проявляющееся, например:

 - в межзубном произнесении некоторых звуков (кончик языка просовывается между зубами);

 - в боковом произнесении звуков (слышится неприятный «хлюпающий» звук);

 - в горловом произнесении звука [р] (он получается при вибрации нёбной занавески, а не кончика языка).

    Нарушения звукопроизношения первого  второго вида (отсутствие звука и его замена) у детей до 3-4 лет можно рассматривать как проходящее с возрастом (при нормальном умственном развитии ребёнка и полноценном слухе) физиологическое косноязычие. Но, если эти нарушения отмечаются у детей старше 5 лет, необходимо срочно обратится за консультацией к логопеду и начать занятия под его руководством.

    Нарушения произношения третьего вида (искажение звуков) самостоятельно не проходят даже с возрастом. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться к логопеду за консультацией. Ведь уже с 3-4 летнего возраста дети могут выполнять упражнения для губ и языка.

Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физиологического слуха и интеллекта):

 - плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;

 - недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;

 - дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);

 - отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, «сюсюканье» и т.д.).

    Обследование речи.

    Обязательно обратитесь к логопеду, чтобы выявить причины, мешающие формированию нормального звукопроизношения. Некоторые причины вы можете определить сами. Для этого предложите малышу выполнить несколько движений:

1. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу.

Вас должно насторожить, если:

 - ребёнок не может удержать язык широким и распластанным; язык беспокойный, подёргивается;

 - кончик языка дрожит и загибается к нижней или верхней губам;

 - язык отклоняется в ту или иную сторону;

 - отмечается повышенное слюноотделение.

2. Открыть широко рот и тянуть кончик языка попеременно то к левому углу рта, то к правому.

    Должно насторожить, если:

 - язык передвигается всей массой, он излишне напряжен, при движениях усиливается слюноотделение.

3. Открыть рот и поднять язычок к верхней губе.

    Должно насторожить, если:

 - ребёнок не может вообще поднять язык;

 - поднимает язык при помощи нижней губы.

    Если у вашего малыша выявляются перечисленные сложности, то ему необходима консультация не только логопеда, но и врача-невролога (невропатолога). Возможно, понадобятся специальный логопедический массаж и медикаментозное лечение.

    В логопедической практике существует строгая последовательность в работе по исправлению звукопроизношения, которая проводится в три этапа.

    1. Подготовительный этап, на котором мышцы губ и языка с помощью артикуляционной гимнастики подготавливаются к произнесению сложных звуков. А также проводится работа по развитию фонематического слуха и выработке навыка формирования направленной воздушной струи для произнесения многих звуков.

    2. Постановка звука и его первичное закрепление. На этом этапе логопед с помощью специальных приёмов и приспособлений осуществляет постановку звука.

    3. Автоматизация (закрепление) звука. Поставленный звук необходимо закрепить путём многократных повторений сначала в слогах, в словах, а затем во фразах, стихах и связной речи.

    Только после этого от ребёнка можно ожидать правильного употребления звуков в речи, без напоминания взрослого.

    Так как постановка звуков и их первичное закрепление требует специальных знаний и навыков, желательно, чтобы эту работу провёл логопед.

    Задания первого и третьего этапов вы можете выполнять как под руководством логопеда, так и самостоятельно, и в этом вам поможет специальная литература, которую порекомендует вам логопед.        

Категория: родителям | Добавил: Алла (09.10.2016)
Просмотров: 85 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]